Что посмотреть в Шатуре

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Город Шатура возник в связи со строительством Шатурской ГРЭС – первой в стране районной электрической станции, работающей на торфе, построенной по ленинскому плану ГОЭЛРО.

В короткий строк, за полтора года, была построена сначала временная электростанция, торжественно открытая 25 июля 1920 года, а 6 декабря 1925 года состоялся пуск первого генератора Большой Шатурской ГРЭС. Благодаря использованию местного топлива она стала одной из самых экономичных электростанций страны.

Шатурская ГРЭС сыграла жизненно важную роль для Москвы в грозные дни осени и зимы 1941 года, когда фашистские части подошли к столице. В то время электростанция была единственным поставщиком электроэнергии в Москву и на оборонные заводы.
Большие перемены произошли в рабочей биографии Шатуры во второй половине XX столетия. В 1966-1972 годах с вводом новых блоков мощность ГРЭС № 5 возросла в пять раз. Здесь работало объединение «Шатурторф», в которое входило шесть комплексно — механизированных торфопредприятий. В 1961 году открыта Шатурская мебельная фабрика, преобразованная в 1963 году в крупный мебельный комбинат, построены многие другие предприятия. Город украсили новые жилые кварталы.

В 80-х годах XX века объём торфоразработок постепенно снижается, и в 1986—1989 годы был реализован проект «Реконструкция ГРЭС № 5 на сжигание газа».

В городе расположены ряд памятников гражданской и промышленной архитектуры, построенные по проектам Архитектурного Бюро Шатурского строительства под руководством Л. А. Веснина:
Здание Шатурской опытной электростанции, 1920 г.
Здание Шатурской Государственной электростанции ШГЭС-ГРЭС № 5, 1925 г.
Здание паровой насосной станции холодного и горячего водоснабжения, 1925 г.
Здание электрической подстанции городского освещения, 1925 г.
Деревянная жилая застройка на улице Московская.

Памятниками монументального искусства являются:
Памятник В. И. Ленину скульптора В.Ц. Валева, который установлен на центральной площади города, названной в его честь, в 1937 году. Первый памятник, сооружённый в Шатуре. Скульптура Ленина была отлита из бронзы и поставлена на высокий постамент из тёмного лабрадора.
Памятник «Воинам-шатурянам 1941—1945 гг».
Бюст А. В. Винтера.
Монумент «Космонавты» в сквере XXX лет Октября.
Мемориал «Аллея героев», создан в честь шатурян, Героев Советского Союза.
Мемориал «Воинам Великой Отечественной войны — работникам ГРЭС № 5».
Мемориал «Воинам-торфяникам».
Памятник «Торфяница».
Памятник «Зенитка», в честь зенитчиков 232 ОЗАД.
Мемориал «Воинам-интернационалистам».
Мемориал «Жертвам политических репрессий».
Мемориал «Ликвидаторам Чернобыля».
Памятник маршалу Борзову, открыт 4 сентября 2007 года перед центральной библиотекой.

Город расположен на южном ходе Транссиба. Со станции Шатура отправляются пассажирские электропоезда на Москву, время в пути до Казанского вокзала около 2 час. 20 мин, до станции метро Выхино около 2 час. 00 мин, до станции Люберцы-1 примерно 1 час. 50 мин. Прямое сообщение с городами Куровское и Люберцы. От станции Шатура электропоезда идут до станции Черусти (около 30 мин).

Через город проходит автодорога регионального значения Р106 Куровское — Шатура — Кривандино — Дмитровский Погост — пересечение с автодорогой Р105 (Москва — Егорьевск — Касимов). Регулярное прямое автобусное сообщение с Москвой (м. Котельники), с Рязанью, Спас-Клепиками, Егорьевском, Рошалем, Орехово-Зуевым, городами и посёлками района. Городской транспорт представлен шестью автобусными маршрутами. В городе находится станция Чёрное озеро узкоколейной железной дороги ОАО «Шатурторф» (демонтирована).
скачать dle 12.1

Есть в Шатурском крае старинное село Шарапово, расположенное на большой дороге из Егорьевска в Касимов. История земли, на которой воздвигнут Троицкий храм, уходят своими корнями в далекое прошлое.

Храм из красного кирпича в неорусском стиле, по типу «восьмерик на четверике», был освящен в 1883 году. В 1930-е годы Троицкий храм был закрыт. Внутреннее убранство храма не сохранилось. Иконы жгли прямо посреди храма. Лишь немногие из них удалось спасти: их унесли домой местные жители. Как это было повсеместно, в храме устроили склад, а позднее и совсем его забросили.

Но нашлись люди, которые решили возродить поруганную святыню. Усердием благотворителей, уроженцев села Шарапова, началась новая жизнь Троицкого храма. В первую очередь были восстановлены кровля и купола, на отреставрированную колокольню в декабре 2003 года были подняты 12 колоколов общим весом 820 пудов. Главный колокол храма весит более 212 пудов. Новые колокола были отлиты в городе Тутаеве Ярославской области, в мастерской братьев Шуваловых. Для внутренней отделки храма были приглашены мастера художественно-реставрационных мастерских Данилова монастыря Москвы, чьи специалисты — иконописцы, резчики, позолотчики, ювелиры — имеют огромный опыт подобных работ. В настоящее время храм выкрашен в белый цвет, что придает особую чистоту и строгость. Храм стал подлинным украшением села Шарапово и архитектурным акцентом Шатурского края.

Как добраться: Московская область, село Шарапово, улица Центральная, 1. Время работы: богослужения в храме совершаются каждые субботу и воскресение, а также по церковным праздникам. По субботам Божественная литургия начинается в 08:00, Всенощное бдение — в 16:00. Начало воскресной Божественной литургии в 8:00. Телефон: +7 925 097-45-37.

Андрей Воробьев губернатор московской области - undefined

Шатурский краеведческий музей

Более двадцати пяти лет назад в Шатуре открылся краеведческий музей. Экспонаты и сведения об археологическом прошлом, о природе нашего края, о подвигах шатурян на трудовом фронте и на фронтах Великой Отечественной войны были собраны со всего Шатурского края. На сегодняшний день посетителям музея предлагается ознакомиться с экспонатами трёх залов: «Природа Шатурского края», «Крестьянский быт и предметы старины» и «Зал трудовой и боевой славы Шатурского района».

Как добраться: Московская область, город Шатура, Черноозерский проезд, д. 2 Время работы: вторник — пятница с 9:00 до 18:00 (обед с 13:00 до 14:00); суббота с 9:00 до 15:00 (без обеда); выходные дни — понедельник, воскресенье. Стоимость билетов: от 50 до 150 рублей. Телефон: +7 496 452-26-32.

Андрей Воробьев губернатор московской области - undefined

Памятник женщине-торфянице

На Комсомольской площади рядом с Шатурским краеведческим музеем возвышается памятник женщине-торфянице работы скульптора Сталиниды Удаловой. Его установили 21 марта 1989 года. Памятник напоминает о времени, когда создавалась индустриальная мощь России. На пьедестале начертаны слова: «За трудовой подвиг». Эта скульптура стала для шатурян символом самоотверженного труда шатурских торфяников, добывающих топливо для электростанции, построенной по плану ГОЭЛРО.

Как добраться: Московская область, город Шатура, Комсомольская площадь. На машине: от Москвы 140 км, время в пути более 2 ч. Направление на юго-восток. Оптимальный проезд по Новорязанскому шоссе, далее по Егорьевскому шоссе через населённые пункты: Люберцы, Томилино, Заполицы, Шатура.

Самые интересные музеи

Музейный фонд г. Шатуры представлен двумя организациями. Одна включает в себя фонд, относящийся к историческому формированию городского уклада, а другая ­– к природным ресурсам края.

Шатурский краеведческий музей

Достопримечательностью города является музей Шатуры. Он был основан в 1987 г. в ознаменование 70-летия Октябрьской революции. Экспозиции посвящены археологическим памятникам района и истории Шатурского края. В 2000 гг. были добавлены зал «Природа Шатурского края» и «Зал трудовой и боевой славы». Музей организовывает выставки, обновляющиеся ежемесячно. Для посетителей проводятся мастер-классы и тематические вечера. Для детей и подростков проводятся увлекательные обучающие мероприятия.

Адрес музея: Черноозерский проезд, д. 2. Стоимость посещения для взрослых составляет 100 руб., дети проходят бесплатно.

Музей истории Шатурской ГРЭС

Музей располагается в здании временной гидроэлектростанции, на перекрестке ул. Винтера, 1 Мая и Черноозерского проезда. Экспозицию составляют бюсты ударников труда, книги учета, портреты первых директоров станции. Шатура. Достопримечательности, что посмотреть, фото Шатура. Достопримечательности, что посмотреть, фотоТакже представлены документы строительства и развития Шатурской гидроэлектростанции. Залы музея украшены авторскими работами бывшего работника В. Потемкина.

Путешествие сквозь эпохи
Вы погуляете по старинному кварталу, похожему по атмосфере на викторианскую Англию. Рассмотрите деревянные дома, построенные по индивидуальным проектам, и сравните их с «поселком художников» в московском районе Сокол. Кроме того, оцените здание первой советской электростанции, открытой Троцким, и пройдете по насыпной дамбе самого большого естественного водоема Подмосковья — Святого озера. А также по желанию заглянете в бывший поселок торфяников Керва, ставший ныне одним из городских районов.

История и легенды Шатуры
Шатура — очень необычный и колоритный город. Вы узнаете, почему его центр спланирован на основе идей английского урбаниста Ховарда, где скрывается загадочный Змеиный камень и почему по шатурским болотам нельзя ходить без крепкой двухметровой слеги. А еще раскроете, какие местные географические названия пришли к нам из языка угро-финского народа мещера.

Организационные детали

Дополнительные расходы: проезд на городском транспорте — 50 рублей с человека.

Место встречи

Остались вопросы?

+12

DSCF3215.jpg
Каков образ Шатуры в массах? Находится где-то в дебрях востока Подмосковья, куда случайно не заедешь; там делают мебель и горят торфяники. Ещё, если взглянуть на карту, можно увидеть, что она является центром самого большого и слабонаселённого района Московской области. Она здесь — словно оплот цивилизации в болотистом, лесистом и диком по меркам столичного региона краю. Если бы не по-московски ровные дороги и аккуратные деревни, от соседних Владимирской и Рязанской областей эти места было бы не отличить. И всё это в целом правда. Но только самой главной фишкой Шатуры, делающей её узнаваемой и уникальной, является несколько иной факт, очевидный разве что историкам, энергетикам и местным. Она возникла при строительстве по плану ГОЭЛРО одной из первых в Советском Союзе электростанции. И одной лишь ГРЭС тут дело не ограничилось. Внешний вид старого города тут определяется ленинской эпохой. Причём, что не слишком типично для того периода, строили тут с размахом и претензией. И если сталинки и конструктивизм на территории России встретить можно почти везде, то кирпичные таунхаусы и коттеджи первых десятилетий СССР я пока видел только в Шатуре. В этом — главная ценность этого молодого и малоизвестного городка. О нём и поговорим.

1. Как было понятно из предыдущего рассказа, в Шатуру я приехал на электричке, после четырёхчасовой поездки по Рязановской ветке, в несколько утомленном состоянии. Город я в итоге обошёл довольно подробно, но из-за усталости не погрузился в него полноценно, всей душой. Встретил меня позднесоветский вокзал. Его брата-близнеца я видел в Кашине Тверской области:
DSCF2870.jpg

2. Железнодорожный и соседствующий с ним автовокзал расположены в западной части города. Сегодня это преимущественно современный спальный район, а когда-то на этом месте находилась деревня Тарбеиха — старейший населённый пункт на территории нынешней Шатуры. Мы сразу попадаем на главную магистраль — проспект Ильича. В глаза бросается, что многие дома украшены геометрическими узорами. Причём все подряд — от хрущёвских пятиэтажек до довоенных кирпичных домов.
DSCF2878.jpg

3. Местами настолько удачно, что их вполне можно подать в качестве произведений современного искусства:
DSCF2881.jpg

4. Очевидно, традицию заложили ещё в советское время. Панно на двух пятиэтажках на центральном проспекте напоминают о том, чему город обязан своим появлением. Шатурская ГРЭС имеет огромное значение не только физическое, но и символическое. Это первая электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО. Если, конечно, вынести за скобки те, что были созданы до революции.
DSCF2899.jpg

5. Хоть памятники Ленину и стоят почти повсюду в России и много где на территории б.СССР, Шатура гораздо больше других (и заметно больше Ленинграда) имеет право называться городом Ленина. От эпохи правления вождя мирового пролетариата материального наследия осталось не слишком много — в те годы решались задачи в основном глобальные, геополитические, не до строек было. Но Шатура родилась именно тогда.
DSCF2903.JPG

DSCF2942.jpg

DSCF2936.jpg

8. Памятник ликвидаторам радиационных катастроф:
DSCF2895.JPG

9. И жертвам политических репрессий:
DSCF2909.JPG

10. Не сказать, что Шатура — город совсем уж старомодный и переносит в прошлое, как какая-нибудь Сегежа, например. Всё же область Московская, и примет современности тут полным полно. Но, тем не менее, всяческих артефактов и образов из детства тут хватает:
DSCF2910.jpg

11. Вот, например, позднесоветский провинциальный шик бывшего ресторана "Шатура". Вообще побродить по городу оказалось достаточно приятно, легко и ненавязчиво. Интересная для осмотра часть не слишком размазана в пространстве, не перенасыщена, но в то же время тут есть, на что посмотреть.
DSCF2921.jpg

DSCF2928.jpg

13. Может показаться, что в Шатуре одни хрущёвки да брежневки. Но это всё в районе вокзала. При движении на восток, в сторону ГРЭС, застройка начинает "стареть". Хватает тут и весьма представительных сталинок, но не ради них стоит ехать в Шатуру.
DSCF2929.jpg

DSCF2947.jpg

15. Доску почёта тут сильно упростили, сделав её в виде одного большого плаката:
DSCF2958.JPG

16. Администрация:
DSCF2964.JPG

17. Стела, обозначающая, что прилегающая улица названа в честь Героя СССР лётчика А.П. Савушкина. Такими же стелами украшены и другие улицы Шатуры, названные в честь участников войны:
DSCF2959.JPG

18. На площадь смотрит районный дом культуры — весьма респектабельный образец конструктивизма, не уступающий, например, главным достопримечательностям Иваново. Но даже качественный, но классический конструктивизм тут не главное.
DSCF2954.jpg

19. Самое интересное в Шатуре расположено к востоку и к северо-востоку от площади Ленина. Это тихие утопающие в зелени малоэтажные кварталы, в стороне от магистральных дорог. Транзитом сюда не заедешь. Тут в 20-е годы был построен настоящий город-сад для высшего инженерного и руководящего состава ГРЭС. Часть их занимают деревянные коттеджи:
DSCF2967.jpg

20. Их тут довольно много, привожу фото лишь нескольких. Стиль необычный. По концепции очень похоже на Дубну, только построено лет на тридцать раньше. Если там — этакий элитный сталианс, то тут скорее — веяния конструктивизма, наложенные на необходимость создать нечто частное и статусное и на ещё не отмершие традиции русского деревянного зодчества.
DSCF2997.JPG

21. В любом случае, стройка была показательная. Для энергетиков тут старались не хуже, чем для дубненских физиков-ядерщиков. К проектированию будущего города и самой электростанции здесь привлекли известных советских архитекторов братьев Весниных, считающихся главными идеологами конструктивизма в СССР.
DSCF3002.JPG

22. Но Шатура не была бы столь ценной, если бы радовала только непривычными деревянными коттеджами. Даже больший интерес тут представляют кирпичные дома той же эпохи, расположенные буквально на соседних улицах. Среди них тоже есть коттеджи, видимо, для ещё более высокопоставленных работников ГРЭС. Но самое интересное с точки зрения стороннего наблюдателя здесь — два дома блокированной застройки. По-современному — таунхауса:
DSCF2976.jpg

23. Это два практически идентичных здания, расположенных в паре кварталов друг от друга. Они выполнены в форме буквы П и имеют по 28 двухуровневых квартир, каждая из которых — с отдельным входом с улицы:

DSCF2988.JPG

DSCF3021.jpg

25. Другое дело, что из-за окружающей действительности таких ракурсов найти непросто. С большинства углов обзора прелесть этих домов съедается картинами привычного провинциального быта, и их уникальность и красоту можно просто не заметить:
DSCF3011.jpg

26. Но и другие кирпичные дома 20-х и 30-х годов не сильно уступают:
DSCF2987.jpg

27. Среди которых, конечно, отдельную роль играют коттеджи. Вот тут вполне можно представить, что это фото сделано где-нибудь в Европе. Символ под правым окном, кстати, в виде чего-то типа еловой ветки, встречается на многих из этих домов. Что бы это было?
DSCF3026.jpg

28. Городские бани, из той же эпохи:
DSCF3016.jpg

29. На этом фоне даже столичного уровня конструктивизм так не впечатляет.
DSCF3029.jpg

30. А уж тем более прекрасные, но столь привычные сталинки:
DSCF3039.jpg

31. И ладно бы всего этого тут было по пальцам пересчитать, но ведь достаточно много оригинальной и нерядовой раннесоветской архитектуры по всему городу разбросано!
DSCF3051.jpg

32. Последние кадры сняты на Комсомольской площади. Это по проспекту Ильича мы уже практически к ГРЭС подошли. Чем ближе к ней, тем мощнее коктейль из конструктивизма и сталинок.
DSCF3028.jpg

33. Здесь же, в здании бывшей конторы торфотреста, — местный краеведческий музей. Перед ним — памятник женщинам-торфяницам. ГРЭС ведь неспроста построили именно тут. Это сейчас она работает на газе, а без малого век её топливом был торф, которого в болотах вокруг Шатуры с избытком. Для нужд электростанции его добывали по всем окрестностям и по огромной сети узкоколеек свозили сюда. В частности, Рязановская ветка, ради которой я тут и оказался, тоже создавалась именно для его транспортировки. Во время войны, когда мужчины ушли на фронт, а бесперебойная работа Шатурской ГРЭС, снабжавшей энергией Москву, стала критически важной, добывать торф пошли женщины, старики и дети.
DSCF3038.JPG

34. Ещё один памятник у музея — сотрудникам Шатурторфа, погибшим во время войны:
DSCF3041.jpg

35. Единственное, что портит вид, — руины кинотеатра "Мир". Когда-то было роскошное сталинское здание по типовому проекту, другие исполнения которого мы видели в Москве (к/т Победа, а также Троицк). Даже не представляю, как его довели до такого, учитывая более-менее сносное состояние других построек той же эпохи в городе.
DSCF3031.JPG

36. Подходим к ГРЭС. И здесь Шатура радует исторической застройкой, на этот раз — промышленной. До того, как была введена нынешняя мощная электростанция, здесь появилась её малая, опытная предшественница:
DSCF3068.jpg

37. Она пущена в эксплуатацию в 1920-м. Её стильное кирпичное здание, вероятно, самое старое в городе. Ныне используется всяческими муниципальными организациями. На всех картах тут отмечен музей ГРЭС, но вроде как он не работает.
DSCF3072.jpg

38. Памятный знак на её стене. Именно это кирпичное здание — первая электрическая станция в СССР:
DSCF3074.JPG

39. Рядом — действующая городская подстанция:
DSCF3076.JPG

40. Ныне эксплуатируемая "большая" ГРЭС запущена в 1925-м и находится на берегу озера Чёрное на восточной окраине Шатуры. Как видно, проект был грандиозный для тех лет. Целых две электростанции и построенный с нуля по передовым проектам город. Но ГРЭС отплатила сполна, бесперебойно обеспечивая Москву энергией во время войны, когда многие другие мощности были выведены из строя. Немцы, само собой, её пытались бомбить, но противовоздушная оборона и маскировка сделали своё дело, и ГРЭС проработала всю войну.
DSCF3094.jpg

41. Памятник ударникам в сквере близ ГРЭС. Явно не хватает обустроенной набережной у озера напротив электростанции. Вид бы был интересный. Он и сейчас есть, только открывается с грязной замусоренной тропинки с пепелищами мангалов. В окрестностях Шатуры вообще расположена целая россыпь озёр, так что для рыбаков и любителей природы тут раздолье.
DSCF3079.jpg

42. Снова попадаются кирпичные и деревянные особняки первых лет Шатуры.
DSCF3085.JPG

43. Эта её часть буквально дышит передовой историей раннего СССР, которую не почувствуешь в рядовом городе.
DSCF3115.jpg

44. Несколько портят вид пара новых домов, которые воткнули посреди исторической застройки:
DSCF2932.jpg

45. Городской парк им. Гагарина недавно реконструирован, но не в модной хипстерско-урбанистической стилистике, а в классическом исполнении:
DSCF3118.jpg

46. Фонтаны, кафе, аттракционы, пруд, сцена, какие-то инсталляции, местами весьма странные:
DSCF3132.jpg

47. Ещё одна классная особенность Шатуры — повсеместные сосны. На улицах, во дворах, в парках. Порой складывается ощущение, что город находится в сосновом лесу. У нас так редко делают, хотя это очень красиво. Только та же самая Дубна вспоминается.
DSCF3125.jpg

48. В парке в музейном качестве установлен узкоколейный тепловоз ТУ7 с торфовозным вагоном. Это одно из немногих живых напоминаний о некогда громадной сети железных дорог узкой колеи, по которым со всех окрестностей Шатуры свозили торф на ГРЭС:
DSCF3139.jpg

49. Бассейн с дельфинчиками:
DSCF3146.JPG

50. Перед входом в парк — аллея Героев и зенитка. По описанным выше причинам, войска ПВО для Шатуры во время войны играли особою роль. Главной и основной задачей было не допустить попадание бомб на ГРЭС, с чем они успешно справились:
DSCF3147.jpg

51. Геометрическими узорами украсили даже довоенные кирпичные дома:
DSCF3153.jpg

52. Возвращаемся в западную часть, на спальные окраины. Они тут довольно внушительные, с немалой этажностью. Благоустройство среднее: видно, что хоть область и Московская, а уже больше 100 километров от МКАД. Много машин с рязанскими и владимирскими номерами. Видимо, их здесь привлекает прямая электричка до столицы и близость к родине.
DSCF3198.jpg

53. Тут есть свои достопримечательности. Например, памятник маршалу морской авиации И.И. Борзову, уроженцу нынешнего Шатурского района:
DSCF3178.jpg

54. Нестандартный знак "Я люблю Шатуру". Стандартные тоже встречались, причём не в единственном числе:
DSCF3170.jpg

55. И, по-моему, единственная в Шатуре церковь. За временной деревянной уже достаточно давно строится капитальная кирпичная:
DSCF3185.JPG

56. Около церкви — памятник воинам-интернационалистам в виде колонны и ангела:
DSCF3191.jpg

57. Среди жилых кварталов — ещё один памятник утерянному узкоколейному царству, на сей раз даже в виде паровоза:
DSCF3200.jpg

58. Городской дворец спорта. Похожие видели в Апрелевке и Талдоме. Видать, по какой-то централизованной областной программе их устанавливали по всему Подмосковью:
DSCF3202.jpg

59. Вот и город кончается. Я добрёл до въездной стелы. Она примечательна тем, что дополнена опорой ЛЭП т.н. шатурского типа. Только, боюсь, многие проезжая мимо даже не обратят внимания, что на ней нет проводов и она выступает в качестве памятника:
DSCF3215.jpg

Шатура, как оказалось, город с довольно узнаваемым и необычным лицом. Недолгий и бурный период правления Ленина и без того немного материальных следов оставил, а уж таких цельных и представительных — и вовсе по пальцам пересчитать. Несмотря на очевидную ценность застройки старой Шатуры, она вряд ли в обозримом будущем получит признание своих архитектурных памятников. Как-то укоренилось у нас, что советская эпоха культурную среду только ломала, но никак не создавала. Жалко будет, если вся эта красота так и останется недооценённой и обветшает под влиянием времени. В связи со сказанным, могу порекомендовать поехать сюда тем, кто ценит советское наследие, а уж тем более его уникальную составляющую первых двух десятилетий СССР. Остальным, вероятно, тут будет не слишком интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *